Обучение без ограничения. Инклюзивная школа искусств» (второй этап)

31.12.2021

ОТЧЕТ

о проекте «Обучение без ограничения. Инклюзивная школа искусств (второй этап)», реализованного с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Описание содержания деятельности по проекту «Обучение без ограничения. Инклюзивная школа искусств» (второй этап).


Данный проект – продолжение работы по созданию в Череповце инклюзивной творческой школы для людей с ОВЗ. В рамках второго этапа планировалось организовать специальное пространство, где инвалиды и люди с ОВЗ могли бы получать услуги в сфере дополнительного образования и заниматься различными видами творчества. Обучение должны были пройти не менее 50 детей и подростков с особенностями развития (аутизм, ментальные нарушения). В течение 18 месяцев было запланировано проведение не менее 1000 индивидуальных и групповых занятий по четырем направлениям художественного творчества: музыкальный фольклор, цирк, танец, изобразительное искусство. Важным элементом в процессе реабилитации детей с ОВЗ была запланирована система совместного проведения социокультурных мероприятий, в которых помимо обучающихся должны были принимать участие творческие коллективы ЧНОУ ДО «Школа современного творчества «Мастер-класс», что исключало бы  атмосферу изоляции особого контингента, послужило бы социальной адаптации детей с ОВЗ. Кроме того, задачей проекта являлось изучение и применение передового опыта по работе с данной категорией детей, повышение квалификации самих педагогов и проведение ряда мероприятий по обмену опытом со специалистами.

Проектом предусматривалось решение 5 задач.

Задача 1 – оборудовать специализированное помещение для занятий с детьми с ОВЗ. Сделано: В течение подготовительного периода с июля по август 2020 года были подготовлены условия для проведения занятий с целевой группой: выполнены ремонтные, косметические и оформительские работы в помещении по адресу г. Череповец, ул. Раахе 48 "Б", закуплено и установлено необходимое учебное оборудование. По итогам проведенных работ в помещении оборудованы: класс для групповых занятий (муз. фольклор, цирк, хореография), класс ИЗО, лекторий, также фойе, гардероб и помещение для персонала. Вывод: задача решена полностью.

Задача 2 – организовать и провести в течение 18 месяцев комплекс обучающих занятий для детей и подростков с ОВЗ по 4 направлениям художественного творчества: цирковое искусство, музыкальный фольклор, танец, изобразительное искусство (не менее 1000 занятий для 50 детей). Сделано: Информационная работа: объявления о наборе в инклюзивную школу, размещение новостей и анонсов на интернет-ресурсах и в СМИ. В течение августа 2020 года педагоги проводили предварительные встречи с учениками и родителями, по результатам которых принимались решения о наиболее оптимальном выборе того или иного направления для занятий. К концу августа был сформирован учебный план, расписание занятий. По результатам проведенной подготовительной работы были сформированы 6 учебных групп: 1 группа по музыкальному фольклору, 1 группа по изобразительному искусству, 2 группы по хореографии, 2 группы по цирковому искусству, а также определены обучающиеся по индивидуальным программам. Общее количество обучающихся - 52 человека. За весь период проекта было проведено 683 групповых и 464 индивидуальных учебных занятий. Вывод: несмотря на трудности, связанные с введением ряда карантинных ограничений (нерабочие дни, введение QR-кодов, запрет на массовые мероприятия), и с опасением родителей за здоровье детей при посещении групповых занятий, задача решена полностью с перевыполнением планового значения (+ 2 обучающихся, + 147 учебных занятий).

Задача 3 – организовать совместную творческую деятельность обучающихся, провести не менее 10 совместных социокультурных мероприятий на различных площадках Череповца. Сделано: за весь период проекта было проведено 17 социокультурных мероприятий с участием обучающихся: 16 концертов, одна выставка работ. Количество участников мероприятий - 2000 человек. Вывод: несмотря на трудности, связанные с введением ряда карантинных ограничений (нерабочие дни, введение QR-кодов, запрет на массовые мероприятия), задача решена полностью с перевыполнением планового значения (+ 7 мероприятий).

Задача 4 – провести исследовательскую и методическую работу, разработать специальные образовательные программы художественной направленности для детей с ОВЗ. Сделано: Педагогами школы приобретен необходимый опыт по работе с данной категорией детей. Методическая работа по проекту включала в себя разработку адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Программы составлялись на основе полученного опыта работы, всего было составлено 4 образовательные программы (хореография, цирк, изобразительное искусство, музыкальный фольклор), которые размещены в навигаторе дополнительного образования Вологодской области по адресу https://vologda.pfdo.ru  Вывод: задача решена полностью.

Задача 5 – изучить передовой опыт по данным направлениям работы; повысить квалификацию специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью, провести мероприятия по распространению полученного опыта. Сделано: Повышение квалификации прошли: руководитель проекта Четвериков В.С. - курс "Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в работе учреждений культуры" в ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства"; руководитель вокальной студии, педагог по направлению музыкального фольклора Демидова А.А - семинар-практикум "Музыка и голос. Активация нервной системы и регуляция поведения ребенка" в АНО ДО "Экспертно-методический центр "Особое детство", семинар "Макатон: введение в программу" РБОО "Центр лечебной педагогики", курс "Запуск речи у неговорящих детей "Непослушный язычок"; тьютор Торочкова Д.Ю. - семинар "Цирковая педагогика для детей от 1 до 7 лет" в АНО "Упсала-цирк"; педагог циркового искусства Дмитренко А.С. - вебинар "Как провести цирковое занятие с детьми с ментальными особенностями " АНО "Упсала-цирк"; педагог-хореограф Пенкина Е.П. - онлайн-семинар «Особенности коммуникации с людьми с тяжелыми нарушениями во время проведения хореографических занятий» в ЧОУ ДПО "Социальная школа "Каритас". Также было проведено 2 семинара: «Работа с людьми с ОВЗ и инвалидностью в учреждении культуры» для специалистов учреждений культуры, «Об опыте реализации социальных проектов по реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью средствами культуры и искусства" для студентов Череповецкого государственного университета. Вывод: задача решена полностью.

Общий вывод: несмотря на трудности, связанные с введением ряда карантинных ограничений (нерабочие дни, введение QR-кодов, запрет на массовые мероприятия), задачи по проекту решены полностью.

 

Обзор проведенных за отчетный период мероприятий и

полученные результаты с указанием

количественных и качественных показателей.

 

Мероприятие 1 - Проведение обучающих занятий.

Итог: Проведены обучающие занятия по 4 направлениям художественного творчества: музыкальный фольклор, цирк, танец, изобразительное искусство. Количество проведенных занятий: 683 групповых, 464 индивидуальных. 

 

Мероприятие 2 - Проведение социокультурных мероприятий.

Итог: Проведено 17 социокультурных мероприятий с участием обучающихся и коллективов школы: 23 декабря 2020 года - программа, посвященная Новому году, 5 января 2021 года - программа, посвященная Рождеству и Новому году, 19 февраля 2021 года - концерт, посвященный Дню защитника Отечества и 8 марта, 6 марта - концерт, посвященный Международному женскому дню, КЦ "МаэстRо", 6 апреля - выступление в рамках семинара для специалистов учреждений культуры в КЦ "Звездный", 26 марта - концерт в ВРОО "Будущее есть", 4 мая - концерт, посвященный Дню Победы, на уличной площадке ТОС "Черемушки", 14 мая - выступление в рамках отчетного концерта коллективов школы в КЦ "МаэстRо", 22 мая - концерт в КЦ "Звездный", 9 октября - концерт, посвященный открытию сезона, 26 ноября - концерт в КЦ "Звездный", 27 ноября - концерт, посвященный Дню матери, 25 декабря - 2 новогодних концерта, 26 декабря - выступление в рамках отчетного концерта школы "Мастер-класс", 17 декабря - итоговое мероприятие проекта с выступлением учащихся инклюзивной школы. Также в период с 1 октября по 31 декабря прошла выставка работ учащихся курса изобразительного искусства в КЦ "МаэстRо". Всего в социокультурных мероприятиях приняло участие 2000 зрителей.

 

Мероприятие 3Проведение семинаров.

Итог: Проведено 2 семинара: "Работа с людьми с ОВЗ и инвалидностью в учреждении культуры" для специалистов учреждений культуры. Семинар состоялся 6 марта 2021 года в центральном Доме культуры Череповецкого района, слушателями стали 19 человек. "Об опыте реализации социальных проектов по реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью средствами культуры и искусства" для студентов Череповецкого государственного университета, который прошел 22 декабря 2021 года. Участвовало 29 человек. Всего в семинарах приняли участие 48 человек. Вывод: задача решена полностью с перевыполнением планового значения (+18 специалистов, принявших участие в семинарах).

Основные достигнутые количественные и качественные

результаты реализации проекта за отчетный период

 

Количественные результаты:

     ·       Количество человек, которым оказаны услуги в сфере культуры и искусства 52 (+2 от запланированного).

         ·       Количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта 2000

             ·       Количество специалистов, принявших участие в семинарах 48 (+18 от запланированного).

Качественные результаты:

1)В результате реализации проекта в г. Череповце появилось учреждение дополнительного образования, специалисты которого готовы оказать услуги для детей с ОВЗ и инвалидностью, в т.ч. с ментальными нарушениями. 2) Созданы условия на территории города Череповца для обучения и социальной реабилитации инвалидов и людей с ОВЗ; у детей с ментальными проблемами появилось больше возможностей для творческого развития, получения навыков в творческой сфере, реализации своих прав на доступ к образовательным и культурным ценностям. 3) Участники проекта получили новые знания в творческой сфере, позитивный опыт творческого самовыражения и продуктивной досуговой деятельности, развили коммуникативные навыки. 4) Проведение совместных мероприятий с коллективами школы способствовали социализации подопечных и исключению атмосферы изоляции "особого" контингента. 5) Педагогами школы приобретен необходимый опыт по работе с данной категорией детей; разработаны адаптированные образовательные программы и методики по реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью средствами культуры и искусства. Данный опыт был транслирован для специалистов учреждений социального обслуживания и культуры Вологодской области.

Электронные ссылки на публикации и материалы, содержащие информацию о реализации проекта за отчетный период, в средствах

массовой информации и сети «Интернет» (включая социальные сети)Хочу такой сайт

 

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2431

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2472

https://cherinfo.ru/news/109968-v-cerepovce-otkrylas-skola-iskusstv-dla-detej-s-invalidnostu

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2572

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2739

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2769

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2786

https://xn--35-dlcmp7ch.xn--p1ai/vesti/2020/09/09/vesti_vologodskaya_oblast_efir_09_09_2020_21_05

https://vk.com/future_help?z=video-10618

https://vk.com/i_can35?w=wall-109023119_25587

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888_2811

https://vk.com/future_help?w=wall-106186401_

https://vk.com/future_help?w=wall-106186401_49761

https://vk.com/future_help?w=wall-106186401_49778

https://vk.com/musicschoolcherepovets?w=wall-40053888

Количество публикаций за весь срок осуществления проекта – 15 (за исключением афиш и анонсов о проведении мероприятий).

   

Оценка результатов реализации проекта,

в том числе полученного социального эффекта.

 

Цели проекта достигнуты полностью. В результате реализации проекта на территории самого густонаселенного района города создано специальное образовательное пространство для обучения людей с ОВЗ и инвалидностью. У детей, проживающих в районе, появилась дополнительная возможность в развитии, повысилась доступность культурно-образовательной среды и доступность дополнительного образования. Творческие занятия расширили круг общения детей с ОВЗ, способствовали улучшению коммуникативных навыков. У детей появились новые знания в области живописи, пения, улучшились физические данные. Дети позитивно оценивали свою деятельность в проекте, им нравится игровая форма взаимодействия и уважение к их способностям. Методы измерения социального эффекта: 1) Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся. Членами команды проводилось оценка динамики состояния обучающихся. Творческие занятия безусловно положительно сказывались на состоянии здоровья детей: гораздо реже случались состояния депрессии, эмоциональной неустойчивости, стресса, импульсивности эмоциональных реакций, тревожности и страха. У подопечных в результате занятий повышалась самооценка, появлялось самоуважение, чувство уверенности в себе и в свои силы. 2) Наблюдение за уровнем освоения учебного материала. Обучающиеся за время проекта приобрели новые знания и развили свои творческие способности. Многие воплотили свою мечту научиться рисовать, петь, танцевать. Творческие занятия помогли развить такие функции, как восприятие, мышление, внимание, память. Занятия рисованием развивали воображение, навыки мелкой моторики, пение - навыки устной речи, улучшали дикцию, занятия по хореографии - развивали координацию движений. Участие в культурно-массовых мероприятиях помогало обучающимся социализироваться, дети становились более уверенными в себе, у них исчезало чувство страха общества. 3) Устные беседы с обучающимися. Подавляющее большинство детей с удовольствием ходили на занятия, с интересом осваивали новые знания, активно участвовали в социокультурных мероприятиях. По словам подопечных творческие занятия улучшали им настроение, повышали жизненный тонус, заряжали положительной энергией. 4) Оценка деятельности проекта со стороны родителей. О результатах проекта можно судить по отзывам родителей детей, занимающихся в инклюзивной школе: "Это такое чудо! Ведь совсем еще недавно они не могли ни сказать ни слова, а тут поют. Это огромная заслуга родителей, педагога и конечно же самих детишек! Это такое счастье, когда дети достигают успехов", "Умнички, какие замечательные результаты. Спасибо педагогу". "Огромное спасибо за предоставленную возможность для развития моей дочки. Преподаватели прекрасные, проект очень нужный. Успеха и процветания!" 5) Оценка деятельности со стороны коллег из учреждений, работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью: Вологодская областная общественная организация помощи семьям, в составе которых есть люди с инвалидностью "БУДУЩЕЕ ЕСТЬ!" и Череповецкая городская общественная организация помощи людям с особенностями развития "Я могу". Специалисты давали положительную оценку деятельности проекта и работе команды. Сотрудниками учреждений были отмечены важность данной работы и необходимость ее продолжения.


Наличие и характер незапланированных результатов

Установление в ходе проекта партнерских связей между организациями города Череповца, работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью: Вологодская областная общественная организация помощи семьям, в составе которых есть люди с инвалидностью "БУДУЩЕЕ ЕСТЬ!" и Череповецкая городская общественная организация помощи людям с особенностями развития "Я могу", проведение совместных мероприятий, планирование дальнейшей совместной деятельности, направленной на помощь детям с инвалидностью.

Общие выводы по результатам

реализации проекта

 

Проект реализован успешно. Запланированные количественные и качественные показатели выполнены в полном объеме. Несмотря на трудности, связанные с введением ряда карантинных ограничений (нерабочие дни, введение QR-кодов, запрет на массовые мероприятия), и с опасением родителей за здоровье детей при посещении групповых занятий, мероприятия проекта проведены и учебный план реализован. Факторами успешной реализации стали: опыт команды (параллельно шла работа еще по двум проектам по работе с людьми с ОВЗ - "Обучение без ограничения. Инклюзивная школа искусств (первый этап)", где проходили обучение взрослые 18-60 лет, "Первый областной фестиваль творчества людей с особенностями психического развития "Феникс. Новая страница"), заинтересованность в результате, повышение квалификации педагогами по данным направлениям работы, высокий интерес целевой аудитории к обучающим занятиям и творческой деятельности. Также следует отметить, что в работу проекта были привлечены члены двух организаций, объединяющих людей с ОВЗ: "ВРОО Будущее есть" и "Я могу", что позволило расширить география проекта и вовлечь новые аудитории. Благодаря проекту наши педагоги получили необходимые знания, касающиеся особенностей работы с данной категорией людей, которые пригодятся в дальнейшей работе. Продолжение работы по данному направлению весьма актуально, т.к. статистические данные свидетельствуют о росте числа детей - инвалидов, в т.ч. с ментальными нарушениями, на территории города о области. В течение срока проекта у нашей команды зародились новые идеи для дальнейшей проектной деятельности, и в настоящее время мы продолжаем работу по данному направлению: 1) в ходе основной деятельности (проведение обучающих занятий людей для лиц с ОВЗ и инвалидностью); 2) в рамках программы персонифицированного финансирования дополнительного образования Вологодской области; 3) в ходе продолжения сотрудничества с Череповецким ПНИ, в рамках которого проводятся совместные социокультурные мероприятия и оказываются консультационные услуги лицам с ОВЗ и инвалидностью; 4) в рамках партнерства между общественными организациями Череповца, работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью; 5) открытие новых направлений по работе неговорящими детьми, программа "Макатон".

 

Финансовый отчет

 

Сумма расходов на реализацию проекта за счет гранта, предусмотренная бюджетом проекта – 2 000 960,00 рублей.

Фактически произведенные расходы.

Оплата труда: 1 411 000,00 рублей.

Офисные расходы: 340 000,00 рублей.

Приобретение специализированного оборудования: 249 960,00 рублей.

ИТОГО: 2 000 960,00 рублей.

 

Сумма расходов на реализацию проекта за счет собственных средств организации (софинансирование) – 404 463,60 рублей.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8202) - 622170

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».